Вопросы и ответы. FAQ | Рубеж Инжиниринг
Перейти к оборудованию
Прежде чем установить для защиты от угрозы БЛА вашего объекта любую систему защиты, в основе которой средства постановки радиоэлектронных помех, Вам следует знать, что дистанционное радиоуправление этими БЛА осуществляется, как правило, на частотах совпадающих с частотными диапазонами различных сетей широкой и специализированной связи (транкинговой – 433 МГц, GSM – 900, 1800 и 2100 МГц, WI-FI – 2400, 5200, 5800 МГц). Прием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы БЛА также осуществляется по стандартным радиоканалам GPS, ГЛОНАСС и т.п.
Поэтому, при включении комплекса защиты «Барьер РИ Купол» в радиусе действия средств постановки помех может произойти кратковременное или постоянное, частичное или значительное снижение качества связи в этих частотных диапазонах. Принципы работы и технологии изготовления наших изделий позволяют формировать направленные поля радиоэлектронных помех, «обходя» антенны ваших приемных устройств и сохранять связь устойчивой. Мы тщательно выбираем места установки постановщиков помех и стараемся обеспечить их минимальное влияние на средства связи, особенно обеспечивающие технологические процессы Вашего объекта.
Однако законы радиофизики неумолимы. Частоты каналов управления БЛА устанавливают их производители, и другого пути кроме как подавить сигналы управления на этих частотах не существует.
Вы должны решить для себя – каковы Ваши приоритеты: комфортная радиосвязь во всех диапазонах частот или безопасность!
Наши специалисты помогут Вам провести изучение радиочастотного плана Вашего объекта и подберут оптимальный состав оборудования, места его монтажа и режимы работы.
Оборудование нашей компании разработано и выпускается исходя из базового принципа противовоздушной обороны «ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ». Эти принципы в том числе предусматривают оперативность и минимальное задействование человека в обеспечении работы комплексов, практически необслуживаемый режим работы оборудования и высокую наработку на отказ.
Все это позволяет контролировать работу оборудования и необходимые работы по его поддержанию в работоспособном состоянии специалистами не имеющими специальных квалификаций.
Мы проводим обучение работы с комплексом в период его установки или дистанционно. Такое обучение не занимает много времени.
Вам необходимо написать нам и наши специалисты встретятся с вами.
Необходимо опередить:
- в каком направлении Вы хотите выстаивать партнерские отношения:
- как подрядчик по определенному виду работ или поставщик комплектующих изделий, материалов;
- подрядчик для проведения строительно-монтажных, пусконаладочных и приемо-сдаточных работ на объектах определенного региона или отрасли;
- партнёр в проведении прикладных или поисковых исследований;
- интегратор нашего оборудования с оборудованием выпускаемого вашей или иной компанией с целью повышения эффективности новой системы;
- агентские отношения, предполагающие квалифицированные действия по продвижению нашей продукции в различных (согласованных) сегментах рынка, обеспечение роста продаж и получение соответствующего вознаграждения;
- дилерские отношения, которые могут строиться исходя из принятой деловой практики и предполагающие объем определенных взаимных обязательств сторон.
Дилерские и агентские соглашения оформляются соответствующими договорами и включают систему гибких скидок на продукцию компании, зависящую от объема продаж.
Все эти и другие формы сотрудничества мы готовы обсуждать в конструктивной форме.
Пожалуйста пришлите Ваш запрос.
Также предлагаем ознакомиться с видеопрезентацией.
Комплекс защиты от БПЛА «Барьер РИ Купол» в своей основе представляет собой многочастотную систему радиоэлектронного подавления радиоканалов управления и спутниковой навигации, обеспечивающей в постоянном режиме или по сигналам от внешних обнаружителей эффективно воздействовать на приемные устройства БПЛА.
Эффект радиоэлектронного подавления и блокирования управляемого полета БПЛА достигается за счёт создания в каждом частотном диапазоне на входе этих приемных устройств плотности мощности сигнала помехи, превышающей уровень управляющего или навигационного сигнала. Однако это не все. Ввиду чрезвычайно сложной структуры таких сигналов, использования при их формировании режима псевдослучайной перестройки частоты (ППРЧ – более 1000 скачков в секунду) и других бортовых систем отстройки от помех, сигналы помех формируются по определенным алгоритмам программным способом специальными устройствами.
Наши системы имеют многопозиционную структуру, что позволяет:
- воздействовать на БПЛА с разных ракурсов и нивелировать его возможности по пространственной отстройки от помех,
- учитывать сложный рельеф местности, конфигурацию объекта, исключать «мертвые зоны» (зоны в которых сигналы радиопомех не распространяются);
- учитывать радиочастотный план объекта (максимально снижать воздействия на радиотехнические средства на самом или близлежащих объектах);
- обеспечивать санитарные нормы уровней излучения сигналов СВЧ.
Важным достоинством системы является ее открытая архитектура и возможность комплексирования с любой уже установленной на объекте системой безопасности.
Локальная система защиты (ЛСЗ) объекта представляет собой совокупность объединенных общей решаемой задачей и системой контроля и управления комплексов защиты (КЗ) «БАРЬЕР РИ Купол».
В зависимости от конфигурации объекта, его местоположения, рельефа местности, наличия вокруг высотных объектов, необходимости обеспечения электромагнитной совместимости с радиотехническими устройствами, находящимися на объекте, степени и характера угроз (модели угроз), количество и состав КЗ для разных ЛСЗ могут быть различными. Каждый такой комплекс может включать различный набор устройств защиты объекта (УЗО), представляющих собой постановщики радиопомех каналам радиосвязи дрона (бортовым приемным устройствам сигналов управления, включая сигнала управления FPV дронами и сигналов спутниковой навигации). УЗО (передатчики помех) отличаются по диапазону рабочих частот, на которых излучаются сигналы помех, структуре (виду) и уровню (мощности) таких сигналов (которые в свою очередь, соответствуют структуре, частотным диапазонам и уровню (мощности) сигналов управления и навигации Дронами). Кроме того, для создания достаточно эффективных по структуре и уровню сигналов помех различных частотных диапазонов требуется различное количество УЗО.
В одном случае их может быть 1–2, в другом – 4 и более. Необходимость увеличения числа передатчиков сигналов помех одного частотного диапазона обусловлена не только необходимостью наращивания выходной мощности такого сигнала, но и главным образом сложной структурой сигналов управления дронами, все более совершенствующейся системой защиты от помех Дронов.
Состав КЗ «Барьер РИ Купол» может включать:
- до 4-х устройств «БАРЬЕР 1.0». Подавление каналов управления БПЛА в частотном диапазоне 2390–2500 МГц;
- до 4-х устройств «БАРЬЕР 1.1». Подавление каналов управления (в том числе FPV - Дронов) в частотном диапазоне 5715–5860 МГц;
- до 4-х устройств «БАРЬЕР 1.4». Подавление каналов управления в частотном диапазоне 5150–5250 МГц);
- не менее одного устройства «БАРЬЕР 1.2». Подавление каналов управления (в том числе FPV - Дронов) в частотном диапазоне 420–460 МГц);
- не менее одного устройства «БАРЬЕР 1.3. Подавление каналов управления (в том числе FPV - Дронов) в частотном диапазоне 855–930 МГц;
- не менее одного устройства «БАРЬЕР 1.5». Подавление каналов управления (в том числе FPV - Дронов) в частотном диапазоне 1180–1220 МГц;
- не менее двух устройств «БАРЬЕР Н». Подавление каналов спутниковой навигации.
Кроме того, в состав КЗ «Барьер РИ Купол» могут включаться радиочастотные обнаружители видеосигналов и сигналов телеметрии основных частот (2400 и 5800 МГц), излучаемые передающими устройствами дрона – РЧД (радиочастотные детекторы). В зависимости от площади объекта, условий его нахождения, радиочастотного фона вокруг объекта (наличия шумов, помех на этих и других частотах в районе объекта), модели угроз, в состав КЗ могут включаться различное число РЧД различных частотных диапазонов.
Первые предназначены для установки на прикрытии стационарных объектов (предприятия различных отраслей промышленности, объекты нефтегазовой и химической промышленности, транспортной и энергетических отраслей) и, как правило, монтируются на постоянной основе на уже построенных конструкциях (зданиях, сооружениях, стационарных ограждениях, местах освещения или вышках радио или телевизионной связи). Имеют обозначение «Барьер РИ Купол-С», подключаются к уже развернутым на объектах электросетям. Для контроля и управления такими комплексами в основном используют существующие на объекте каналы проводной связи. КЗ «Барьер РИ Купол-С» может интегрироваться в уже созданную на объекте техническую систему обеспечения безопасности (СКУД, систему видеонаблюдения, пирамидальной охраны или пожарной безопасности).
Мобильные комплексы предназначены в основном для прикрытия временных объектов с переменной дислокацией или объектов, находящихся в необорудованных в инженерном отношении объектов, а также средств транспорта на стоянках (остановках) или в движении (различных автотранспортных средств, морских и речных судов, буровых платформ, железнодорожных составов). Имеют обозначение КЗ «Барьер РИ Купол-М». Могут размещаться как на стационарных, так и на подвижных конструкциях (штативы, трубостойки), а также крепиться на деревья или другие природные объекты.
ЛСЗ построенная из КЗ «Барьер РИ Купол», различного состава обеспечивает круглосуточную, круглогодичную защиту объектов (предусматривает режим постоянного излучения радиопомех) в любых метеорологических и климатических условиях.
Кроме того, предусмотрен управляемый режим работы ЛСЗ, позволяющий в автоматическом (по сигналам от средств обнаружения) или в автоматизированном (по командам оператора/дежурного) режимах включать и выключать КЗ «Барьер РИ Купол» в зависимости от воздушной обстановки или по другим причинам.
Место положение оператора дрона можно установить, если знать точный номер – идентификатор (ID) такого дрона или обнаружить его с помощью средств радиоразведки (СРР).
ID – знает только фирма производитель Дронов DJI и такие устройства выпускаются только фирмой DJI. Они называются «АЭРОСКОП» и стоят до 15 млн. руб. При этом они не могут ничего сказать о долгах других фирм производителей. Данных компаний уже сотни.
Для того, чтобы обнаружить оператора дрона с помощью СРР, необходимо, чтобы он находился в непосредственной близости от объекта и не размещался за радионепрозрачным препятствием: домом, лесом, горой …. В противном случае сигнал от пульта СРР просто не увидит. Даже для мини и микро-дронов дальность дистанционного управления может составлять 5–15 км. А для дронов самодельного типа – сотни км. Поэтому обнаружить оператора крайне сложно и не нужно. За то время, пока вы будете его искать он уже давно покинет место, где находился. Это отработанная в ходе СВО практика.
Мы можем установить на вашем объекте систему радиочастотного обнаружения Дронов (обнаружение сигналов, которые излучают передающие устройства самого дрона в направлении пульта управления (видео сигналы и сигналы телеметрии (текущего состояния и режимов работы систем дрона) – радиочастотные детекторы (РЧД), обнаруживающие излучения от Дронов на самых распространенных частотах (900 МГц, 1.2 ГГц, 2.4, 5.8 ГГц ГГц) на расстоянии (в зависимости от типа антенны РЧД): направленная (в секторе 60 град.) – до 2 км; всенаправленная (360 град.) – до 1,2 км.
Кроме того, мы располагаем возможностью предложить вам средства радиолокационного (РЛО) и оптикоэлектронного (ОЭО) обнаружения Дронов наших партнёров, а также интегрировать из в единую сеть обнаружения с помощью специального программного обеспечения с выводом результатов обнаружения на автоматизированные рабочие места (АРМ).
Однако мы всегда стремимся максимально честно объяснить нашим заказчикам все недостатки и преимущества приобретения и установки таких дополнительных средств.
Во-первых, это очень дорого. На порядок, а порою и на два-три дороже создания постоянно действующей (находящейся в режиме постоянной готовности) системы защиты объекта, созданной только на основе средств постановки радиоэлектронных помех каналам управления и навигации Дронов (комплекс защиты «Барьер РИ Купол»).
Во- вторых, существующие средства обнаружения (разведки) (радиолокационные - РЛР, оптические ОЭР, акустические АР, тепловизионные ТР), к сожалению, недостаточно эффективны для обнаружения таких целей как миниатюрные беспилотные летательные аппараты.
Обусловлено это физикой самих процессов, обнаружения, особенностями средств обнаружения и летно-техническими и конструктивными особенностями мини-БПЛА.
В частности.
Средства РЛР не позволяют с высокой надёжностью обнаруживать мини-БПЛА:
- ввиду их крайне малых размеров (отраженные от БПЛА радиолокационные сигналы настолько малы, что практически не различаются на фоне шумов и помех от других отражающих окружающих объектов);
- способности лететь на предельно низких высотах - нескольких метров над землёй (что также делает невозможным различить между собой сигналы отраженные от дрона и практически точно такие же, отраженные от земли, деревьев, домов и т. п.);
- способности передвигаться с крайне низкой скоростью (менее 5 метров в секунду), останавливаться и «зависать» в процессе полета, что не позволяет применять для обнаружения БПЛА основной радиолокационный метод обнаружения мало высотных целей, называемый Доплеровский.
Средства ОЭР самым существенным образом зависят от времени суток и погодных условий. Практически мини-БПЛА современными средствами ОЭР можно обнаружить, распознать и сопровождать на удалении не более 500–700 м (максимум) только в днём в ясную погоду, на фоне относительно контрастных предметов. При этом такая фокусная дальность будет обеспечиваться только в очень узком секторе (не более 3–6 градусов). Для обзора же всего пространства вокруг объекта потребуется очень большое время (за которое дрон уже пролетит к объекту) или много подобных оптико-электронных средств (стоимостью от 2–3 млн каждый).
Средства акустической разведки (АР) обладают низкой эффективностью в районе, где есть городские, естественные (например, шум леса, ветра) и индустриальные шумы, которые могут полностью блокировать звуковые сигналы от электрических двигателей мини-БПЛА. Дальность обнаружения не превышает 100–200 м.
Средства АР могут быть достаточно эффективны (особенно в ночное время и безветренную погоду) для обнаружения БПЛА среднего класса самолетного типа, оснащённых двух или четырех тактовыми двигателями внутреннего сгорания (типа «Герань», «Байроктар»).
Средства телевизионной разведки (ТР) имеют низкую эффективность по причине очень небольшой тепловой заметности БПЛА. Тепловая контрастность современных БПЛА позволяет их обнаруживать с низкой вероятностью на дальности не более 100–200 м. Причем БПЛА с электрическими двигателями как правило не обнаруживаются.
Средства радиотехнической разведки (РТР) – наши РЧД позволяют устойчиво обнаруживать дистанционно управляемые БПЛА, но только в том случае если они сами излучают какое-либо радиосигналы. Если дрон осуществляет полет по «программе» в режиме, так называемого радиомолчания, обнаружить его средствами РТР не представляется возможным.
ВЫВОД.
Повысить вероятность обнаружения, например до 70% вероятно можно момента комбинацию всех возможных методов обнаружения. Но этот путь также остаётся недостаточно надёжным и несёт в себе очки, что в решающий момент система защиты не выполнит свою задачу.
Возможны три сценария при подавлении БПЛА:
- При потере сигнала управления БПЛА в зависимости от алгоритма его программного обеспечения либо выполнит возврат на точку страта, либо совершит аварийную посадку.
- При потере сигнала спутниковой навигации БПЛА перейдет к полёту с использованием бортовой инерциальной системы навигации (при наличии таковой), при этом, возврат в точку старта будет практически невозможен, а аварийная посадка может оказаться жесткой. Управление БПЛА при потере сигнала навигации может осуществлять только подготовленный, сталкивавшийся с подобными ситуациями, оператор.
- При потере одновременно сигналов управления и навигации велика вероятность крушения БПЛА.
Для БПЛА, выполняющих полет по заданному полетной программой маршруту (в режиме радиомолчания) как правило в любом случае требуется постоянная или периодическая корректировка этого маршрута с помощью глобальной навигационной спутниковой системы. Поэтому подавление навигационных каналов для таких БПЛА также остаются критичными.
ФСО |
Защита охраняемых лиц и объектов от террористических угроз. |
МО (ВКС) |
Создание маловысотных радиолокационных высокопотенциальных рубежей обнаружения воздушных целей, типа БПЛА вокруг важных в экономическом, политическом, военном и социальном отношении объектов. Радиолокационные рубежи, создаваемые РЛК «БАРЬЕР» предназначены для интеграции в общую систему ПВО. |
МО (ФЛОТ) |
Радиолокационное прикрытие на предельно малых высотах от БПЛА противника кораблей ВМФ в пунктах базирования, ВМБ и групп кораблей (ордеров) на переходе морем, объектов береговой инфраструктуры. |
МО (ГРУ, ССО) |
Охрана РДГ и других подразделений и объектов ГРУ, и ССО в районах выполнения специальных боевых задач, в районах постоянной и временной дислокации от БПЛА противника автономными средствами (недопущение внезапного применения БПЛА) |
МО (СВ, ВДВ) |
Создание временной и постоянной системы противовоздушной обороны подразделений и частей МО от БПЛА противника автономными средствами в районах постоянной дислокации, развертывания и боевого предназначения (охрана зон и полос обороны) |
Росавиация |
Контроль режима полетов маловысотных ЛА над территорией, оборудованной РЛК «БАРЬЕР». Обеспечение соблюдения федерального законодательства в сфере использования БПЛА. Обеспечение контроля полетов и безопасности воздушных судов в аэродромной зоне и ближней зоне безопасности (в особенности малых аэродромов: вахтовых; частных; ДОСАФ; МЧС; …) |
ФСБ |
Противодействие террористическим угрозам со стороны БПЛА |
ФСБ (ПС)
|
Организация охраны непосредственно полосы государственной границы в воздушном пространстве от противоправного применения БПЛА |
ФСИН |
Предотвращение проникновений на территорию учреждений ФСИН БПЛА и обеспечение установленного режима охраны |
РОСАТОМ |
Защита объектов РОСАТОМА от угроз БПЛА те террористического характера средствами, не создающими дополнительные электромагнитные поля радиоизлучений в направлении специальных сооружений |
ФСТЭК |
Противодействие беспилотным воздушным средствам добывания информации иностранных технических разведок на территории РФ. |
МИНПРОМТОРГ |
Реализация проектов, связанных с созданием беспилотных роботизированных комплексов различного базирования и назначения и мониторинга их применения |
МЧС |
Обеспечение реализации программы «Безопасный город» |
МИНТРАНС
|
Обеспечение защиты стационарных объектов транспортной инфраструктуры от БПЛА. Регистрация и учет БПЛА в РФ |
НАЦГВАРДИЯ |
Обеспечение безопасности охраняемых объектов различного назначения, критически важных объектов инфраструктуры, потенциально опасных объектов, мест массового скопления людей от угроз, связанных с неконтролируемым применение БПЛА |
ТЭК |
Защита стационарных площадных объектов ТЭК от БПЛА |
РЖД |
Защита зданий ж/д вокзалов, ж/д транспортной инфраструктуры от проникновения на охраняемую территорию БПЛА |
Администрация аэропортов |
Защита зоны аэропорта от проникновения на его территорию БПЛА |
МИНТРАНС (Росморречфлот) |
Защита стационарных объектов Росморречфлота от деструктивных действий БПЛА |
Компании – операторы сотовой связи |
Охрана объектов СС (вышки, базовые станции), особенно в загородной зоне от противоправных, в том числе и хулиганских, действий с использованием БПЛА |
ИНТЕР РАО, РУСГИДРО (др. субъекты электроэнергетики) |
Круглогодичная, круглосуточная защита подведомственных объектов от угроз БПЛА |
Министерство здравоохранения |
Обеспечение безопасности от угроз, связанных с применением БПЛА на территории мед. учреждений, включая угрозы тайны личной жизни. |
Министерство образования |
Обеспечение безопасности от угроз, связанных с применением БПЛА на территории образовательных учреждений. |
Мэрия и департаменты Правительства г. Москвы и других крупных городов |
Мониторинг воздушной обстановки над социально (экономически) важными, опасными объектами, обеспечение безопасности объектов и граждан. |
Полиция |
Контроль исполнения федерального и местного законодательства в сфере применения БПЛА. |
Финансово-кредитные учреждения |
Обеспечение коммерческой тайны, тайны клиентов, жизни и здоровья граждан |
Частные домовладения |
Обеспечение тайны личной жизни, жизни и здоровья граждан |
Частные охранные предприятия |
Осуществление круглосуточной, независящего от природно-климатических условий охраны объектов. |
Мосводоканал, канал им. Москвы |
Осуществление мониторинга безопасности объектов от несанкционированного проникновения нарушителей в воздушном, наземном и водном пространстве |
Конструкторские бюро, научно-исследовательские и образовательные организации, радиолюбители и т.п. |
Разработанные и созданные компанией SDR (удаленно программно-конфигурируемые) цифровые радиоэлементы (схемы, блоки) для создания (прототипирования) самых разных решений в области радиотехники. |
Компании, специализирующиеся на разработке и создании систем охранной сигнализации, интеллектуальных охранных систем и комплексов |
Возможность интеграции в состав уже развернутых комплексов охранной сигнализации в интересах наращивания их пространственных возможностей и достоверности обнаружения нарушителей. |
Характеристика |
Радиолока- ционные (совмещённые активные РЛС) |
Радиотехни- ческая разведка (пассивные РЛС) |
Оптические видимые |
Оптические инфракрасные |
Акустические |
---|---|---|---|---|---|
Обнаружение в дневное время |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обнаружение в ночное время |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Обнаружение. в условиях пассивных помех |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Возможность идентификации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обнаружение в сложных погодных условиях |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Сопровождение и завязка трасс |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Дальность действия |
высокая |
высокая |
средняя |
средняя |
низкая |
При разработке и создании комплекса защиты «Барьер РИ Купол» использованы многолетние наработки учёных и конструкторов компании, глубокие знания теории радиофизики, радиолокации и РЭБ, отечественный и зарубежный опыт создания системы ПВО критически важных объектов.
Базовый принцип, лежащий в основе КЗ «Барьер РИ Купол» состоит в его пространственно-распределенной структуре (многопозиционности), позволяющей обнаруживать БПЛА и осуществлять радиоэлектронное воздействие по ним одновременно с нескольких направлений, различными по излучаемых частотам и структуре сигналами радиопомех. В свою очередь, это позволяет:
- ограничить мощности излучаемых сигналов помех \ на уровне санитарных норм;
- значительно снизить эффективность системы помехозащиты самого дрона (за счёт необходимости специальному программному обеспечению учитывать одновременно несколько направлений облучения дрона помехами).
- Оперативное конфигурирование комплекса под возникающие задачи и геометрию прикрываемого объекта (создание «барьеров» на угрожаемых направлениях; создание «купола» защиты над объектом; построение в один или несколько эшелонов);
- Электромагнитная совместимость, экологичность, высокая скрытность (Комплекс не создает радиоэлектронные помехи другим РЭС);
- Информационная совместимость с любыми другими средствами обнаружения, связи, управления и отображения;
- Совместимость с другими средствами нейтрализация БПЛА;
- Рентабельность использования;
- Соблюдение требуемых уровней СВЧ излучения, санитарно - гигиенических норм и правил; возможность применения в населённых пунктах;
- Создание широкомасштабного полей защиты объектов для обнаружения объектов, способных перемещаться в воздухе и трансграничных средах;
- Предусмотрена возможность применения сторонних (чужих) источников подсвета, что значительно удешевляет РРС и делает ее полностью «не видимой»;
- Устранение провалов зон видимости совмещённых РЛС в труднодоступной и пересеченной (горной) местности;
- Обеспечение устойчивости к воздействию помех;
- Простая модульная конструкция;
- Независимость от внешних источников сигнала подсвета;
- Совмещение в одном устройства передатчика подсвета и постановщика помех;
- Низкая стоимость;
- Небольшие массогабаритные показатели;
- Малое энергопотребление;
- Автономность.
Регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, предусмотренные перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.»
Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций.
Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства (далее соответственно – заявление, заявитель), подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций», официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности ) (далее – электронная форма) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).
Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.
Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.
Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .
Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину - владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Направление представленного плана полёта воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином - владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее - Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полёта воздушного судна (БВС), размещена наинформационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет»www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/
Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет по адресам: http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4355 и http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4354
Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане - владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.
В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .
Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.
За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.
Перейти в раздел «Нормативно-правовая база»
- Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2020 г. № 1809 «Об обеспечении особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон». Подробнее.
- Приказ МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения». Подробнее.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции». Подробнее.
- Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (редакция от 6 ноября 2011 г.). Подробнее.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Подробнее.
- Федеральный закон от 10 января 1996 года N 5-ФЗ «О внешней разведке». Подробнее.
- Федеральный закон от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране». Подробнее.
(Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. N 1203-47 “Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации”)
Служебные частоты являются закрепленными за определенными госслужбами и ведомствами, и они не требуют получения разрешения, но использоваться они могут только этими конкретными службами. Использование служебных диапазонов частными лицами и компаниями приведет к получению штрафов в пределах от 1500 до 30000 руб. В таблице приведем перечень некоторых служебных диапазонов.
Диапазон частот |
Использование |
---|---|
118-137 МГц |
Авиационные частоты |
148-149 МГц, 171-173 МГц, 450-470 МГц |
МВД России |
8376,5, 16695, 12520, 6268, 4177,5, 2174,5 кГц |
Международные каналы для подачи сигнала бедствия |
2173,5-2190,5 кГц |
Международные частоты бедствия (2182 кГц) |
1227,000 МГц |
Спутниковые сигналы GPS, ГЛОНАСС |
495-505 МГц |
Международный диапазон для передачи сигналов азбуки Морзе и сигналов бедствия. |
406-407 МГц |
Частоты спутниковых радиомаяков для международной поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ |
393,100, 380,000, 254,685, 254,000, 173-174 МГц |
Министерство обороны России |
328,6-335,4 МГц |
Частоты воздушной радионавигационной службы |
151-156 МГц |
Железнодорожная связь |
149-171 МГц |
Правительственная связь |
137-138 МГц |
Космическая служба метеорологических исследований |
138-144 МГц |
Воздушная и космическая связь |
Мы выстраиваем прочные отношения с компаниями, нацеленными на долгосрочное сотрудничество и тесное взаимодействие, включая:
- Оперативную техническую поддержку;
- Cопровождение на всех этапах проекта;
- Разработку решения под каждый конкретный проект, учитывая технические характеристики объекта и окружения;
- Монтаж и пусконаладочные работы;
- Сервисное и гарантийное обслуживание.